Главная     Контакты     Карта сайта     О сайте  

ИСТОРИЯ

Хронология

Краткая история обители

Изучение истории монастыря

План-схема монастыря

Монастырский комплекс

Календарь
памятных дат

ПЕРСОНАЛИИ

Прп. Антоний Краснохолмский

Игумены монастыря

патриарх Иоасаф II

игумен Анатолий (Смирнов)


кн. Андрей Угличский

инокиня Марфа (Романова)

А.К. Жизневский

архиеп. Димитрий (Самбикин)

В.З. Исаков

ИСТОЧНИКИ

Источники

Монастырские летописцы

Летописец

Перевод Летописца

Синодик

ЛИТЕРАТУРА

Список научных работ

Тверской патерик

Библиотека

ФОТО И ВИДЕО

Фотогалерея

Видеофильмы

КОНТЕКСТ

Бежецкий Верх в XV в.

Приходское духовенство Новгородской земли (XV - начало XVI вв.)

Красный Холм
в XVIII в.

Аналогии

Ссылки

Уважаемые посетители нашего сайта! Обращаем Ваше внимание на то, что все тексты, представленные в "Библиотеке", выложены только для ознакомления, на что получено согласие их авторов, или же они взяты из открытых источников Интернета. Помните! что у каждого текста есть законный владелец!

Каталог "Библиотеки" сгруппирован в алфавитном порядке по авторам. Обращаем Ваше внимание также на то, что файлы pdf (из-за их большого размера) придется скачивать через дополнительные ссылки, а не напрямую с сайта.

В настоящее время раздел находится в состоянии заполнения.


Алексеева С.В. Антониев Николаевский Краснохолмский монастырь по воспоминаниям XIX в. // Тверская старина. 2010. Вып. 32. С. 12-13.

В этом выпуске журнала "Тверская старина" опубликована статья к.и.н. С.В. Алексеевой о Краснохолмском Николаевском Антониевом монастыре, которая по новому вводит в круг источников по истории монастыря несколько забытую на сегодняшний день статью неизвестного автора "Антониев Краснохолмский монастырь: "Из записок пешехода"" (Московские ведомости. М., 1852. С. 1208-1209).

Впервые эта статья неизвестного автора (предположительно - свящ.И.С. Белюстин) упоминалась в публикации М.Д. Кагана и Н.А. Охотиной (Каган М. Д., Охотина Н. А. «Летописец о зачатии Бежицкаго Верху Николаевского Антониева монастыря и о строении церквей Божиих и о дани вотчин в обитель сию великих князей и боляр и прочих благодетелей» // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3, Ч. 2. СПб., 1993.), посвященной Летописцу Николаевского Антониева монастыря в связи с опубликованным в ней неизвестным автором текстом "Летописца". С.В. Алексеева обратила внимание на то, что неизвестный автор статьи поделился с читателями и своими впечатлениями о монастыре, в котором он побывал в 1852 году, и сообщением о написании "Летописца", текст которого публиковался впервые. Это наблюдение С.В. Алексеевой позволяет нам ввести статью "Антониев Краснохолмский монастырь: "Из записок пешехода"" в круг источников по истории монастыря.

 

 

Алексеева С.В. Незабытое прошлое: Краснохолмский Антониев Николаевский монастырь Тверской области // Русский инок. 2009. Сентябрь–Декабрь. С. 66-69.

 

 

 

 

 

 


Амвросий (Орнатский), архим. История Российской иерархии, собранная Новгородской Семинарии Ректором и Богословия учителем, бывшим Антониева, а ныне Юрьева Новгородского монастыря архимандритом Амвросием. М.: Синодальная типография, 1812. Ч. IV. С. 807–815.

Издание содержит краткую историческую справку о монастыре, написанную на основе монастырского «Летописца» и некоторых документов из архива монастыря. Имеется изложение основания монастыря, описание его церквей и прочих монастырских построек, упоминаются пожалования в монастырь от различных лиц, в т.ч. перечисляются вклады некоторых из представителей рода Нелединских. Справка архимандрита Амвросия легла в основу последующих многочисленных публикаций энциклопедического характера об Антониевом монастыре.

 

 


Анатолий (Смирнов), игумен. Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря, Весьегонского уезда Тверской губернии. Тверь, 1883.

Анатолий (Смирнов) настоятельствовал в Краснохолмском Николаевском Антониевом монастыре в период с 1869 по 1899 год. Разобрал Древний архив Антониева монастыря, на основании которого и составил «Историческое описание...".

В своей книге игумен Анатолий впервые привел перечень настоятелей, начиная с основателя монастыря преподобного Антония, кратко охарактеризовал их деятельность, очертил географию монастырского землевладения, проанализировал состав библиотеки и архива обители, сделал отдельные замечания по поводу монастырского некрополя.

К сожалению, большая часть труда посвящена древней истории монастыря - XV-XVIII веков - игумен Анатолий практически ничего не сообщает о состоянии монастыря на период его настоятельства.

Именно игумен Анатолий (Смирнов) стал первым исследователем истории Николаевского Антониева монастыря. Его книга не только часть историографии монастырской истории, но и поздний источник по истории монастыря, поскольку содержит сведения, еще невыявленные по другим документам.

"Историческое описание..." игумена Анатолия до сих пор остается единственным обощающим изданием по истории обители.

Содержание: I. Начало монастыря и его основатель. II. Устроение обители в разные времена. III. Здания монастыря в настоящее время. IV. Священные предметы и утварь церковная. V. Настоятели. VI. Владения монастыря до 1764 года. VII. Нынешние владения монастыря. VIII. Библиотека. IX. Архив. X. Надгробные камни. XI. Краткие сведения о бывших приписных монастырях к Антониеву монастырю.

 

 


Бедросьян Борис. Статьи.

Статьи московского журналиста Бориса Бедросьяна о прошлом, настоящем и будущем Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря, о перспективах его восстановления.

Бедросьян Борис. По стране: ХРАМ // ПОСЕВ. № 8. 2004.       

Борис Бедросьян. Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь (доклад на чтениях по истории Красного Холма) // ПОСЕВ. № 9. 2009.       

Борис Бедросьян. Продолжение следует // ПОСЕВ. № 1. 2010.       

Борис Бедросьян. Возвращение // ПОСЕВ. № 1. 2012.       

 

 


Булкин В.А., Салимов А.М. Архитектурно-археологическое исследование Никольского собора Антониева Краснохолмского монастыря // Реставрация и архитектурная археология. Новые материалы и исследования. М., 1995. Вып. 2. С. 37-49.

"...Ко времени начала архитектурно-археологического изучения памятника от постройки кон. XV в. сохранились лишь три стены основного объема и небольшие фрагменты северной и южной апсиды. Уцелевшие на всю высоту южная, западная и северная стены венчаются остатками закомар, сохранивших в ряде случаев до трети своей первоначальной высоты. Такое состояние здания — результат его частичной разборки в 1930-е гг., когда была уничтожена глава, сводчатая система, столбы и алтарная часть. Однако, принимая во внимание существующий графический материал, зафиксировавший Никольский собор как до разрушения, так и после, определимы типологические особенности храма. Это было крестово-купольное, четырехстолпное, трехапсидное сооружение, не имевшее подклета. Длина здания без апсид (по внешнему контуру) — 16,4 м, ширина — 162 м, высота до закомар — 9,6 м. Апсиды, примыкавшие с востока к четверику, равнялись по высоте почти 3/4 его объема. Венчал здание мощный цилиндрический барабан с узкими щелевидными проемами и большой луковичной главой. Собор сложен в смешанной технике кладки. Стены четверика выполнены из белого камня...

...Как отмечалось выше, датировка собора 1481 годом (начало строительства) была зафиксирована монастырской летописью, изданной по сохранившейся копии в конце прошлого века. У нас нет оснований ставить под сомнение предлагаемую дату, хотя ее соотнесение со стилистикой архитектурных форм выявляет определенное противоречие между привычными представлениями об особенностях каменных сооружений 80-х - 90-х гг. и некоторыми формами краснохолмского собора...

...К таким постройкам русских мастеров, испытывающих итальянское влияние, относится, по нашему мнению, и краснохолмский собор. В его архитектуре наметился тот путь переработки итальянских новшеств, который станет обычным для русских мастеров в XVI в., например, для ростовских строителей круга Григория Борисова. В краснохолмском храме, как и в постройках ростовских зодчих XVI в., итальянизмы присутствуют в редуцированном виде, утратив непосредственно итальянскую стилистическую окраску, а использованные новые формы представляют собой почти стандартный набор, известный по практике работ русских мастеров в XVI в..."

 

 


Горская Н.А. Товарность зернового земледелия в хозяйствах монастырских вотчин центра Русского государства к исходу XVI – началу XVII в. // Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы за 1962 г. Минск, 1964. С. 133–134, 138.

В данной статье затрагиваются вопросы, связанные с товарооборотом зерна и хлеба, производимого монастырскими хозяйствами в течение ряда лет, на примере Николаевского Антониева монастыря.

 

 

 


Гречухин В.А. Лики Четвертого Рима. Ярославль, 2004. С. 72-76.

Несколько страниц в своей книге старейший краевед Верхневолжья и член-корреспондент Петровской Академии Наук и Искусств (Мышкин) Владимир Александрович Гречухин отводит описанию своих впечатлений от Николаевского Антониева монастыря.

"...Встреча оказывается внезапной, и оторопело следя за невероятной стати силуэтом, в величественной горести отстраненно-вышне плывущим во времени и пространстве у тебя на виду, запоздало восклицаешь: "Он! Вот же он! Собор Антониева монастыря!" И просишь водителя остановиться, повернуть машину, съехать с шоссе. А дальше - остановиться вовсе. Приблизиться надо неспешно. <...> Потому что громадный, размашисто ставленый на берегах Нелединки и Могочи Антониев монастырь - это видение, это прощание, это призрак самого себя. И к его горестно-величественному собору еще не идешь, а лишь близишься, сперва взглядом, а потом и шагами правя от постройки к постройке, от красоты к красоте, от горя к горю. И Никак не избавишься (да и нужно ли избавляться?) от странно сильного чувства полной неродности, полной внутренней инакости этого незащищенного разрушенного и онемелого величия рядом стоящему нынешнему городку Красному Холму..."

 

 


Гусева С.В., Тарасова Н.П. Архимандрит Анатолий (Смирнов) - настоятель Краснохолмского Николаевского Антониева и Троицкого Калязина монастырей - церковный деятель XIX в. // Преподобный Макарий Калязинский - святой заступник земли Русской / Сборник докладов Первых Макарьевских Калязинских чтений. Калязин- Тверь, 2014. С. 90-100.

Статья посвящена краснохолмскому игумену Анатолию (Смирнову), чья биография долгое время оставалась в безвестности. Авторы восполняют своей публикацией этот пробел. Реконструкция биографии основана на разных архивных источниках и печатных материалах XIX – начала XX веков.

 

 

Гусева С.В., Тарасова Н.П., Тарасов А.Е. Краснохолмский Антониев во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь // Православная энциклопедия. Т.38: Коринф – святая мученица Крискентия. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2015. С. 443– 448.

Статья энциклопедического характера, широко и всесторонне освящающая историю Николаевского Антониева монастыря; содержит обширные ссылки на архивы и литературу.

 

 


Жизневский А.К. Путевая записка о Краснохолмском монастыре // Древности: Труды московского археологического общества / Под ред. В.Е. Румянцева. М.: Синодальная типография, 1874. Т.4. Отд.2. С. 84–86.

Небольшая по объему записка, в которой описываются некоторые древности Николаевского Антониева монастыря: соборный храм и его фрески, некоторые предметы из ризницы, монастырский «Летописец».

 

 

Жизневский А.К. Древний архив Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. М., 1879; Древний архив Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря // Древности. Труды московского археологического общества / Под ред. В.Е. Румянцева. Т.VIII. М.: Синодальная типография, 1880. С. 1–95. (Репринтное воспроизведение текста 1879 г.).

Книга А.К. Жизневского представляет собой перечень и описание с выдержками из всех древних рукописей монастыря XVI–XVIII веков, которые были обнаружены в монастырском архиве игуменом Анатолием (Смирновым). В книге перечисляются приходо-расходные книги по годам, царские и архиерейские грамоты, описывается монастырский синодик 1685 года и приводится текст монастырского «Летописца». Благодаря работе А. К. Жизневского, мы имеем весьма конкретное представление о том, что представлял собой древний монастыр-ский архив в конце XIX века и какие утраты и особенности имел на момент изучения и пуб-ликации. Через год этот труд выдающегося исследователя Тверской земли был напечатан в московском журнале «Древности».

 

 


Обитель преподобного Антония // Бежецкий край: историко-краеведческий альманах / Под ред. Е.И. Ступкина. Бежецк, 2014. №10. 136 с.

Сборник содержит ряд научных и научно-публицистических статей, разносторонне освящающих вопросы истории Николаевского Антониева монастыря.

Содержание:
Смирнов Г.К. Красный Холм. (Исследовательская статья).
Исаков В.З. Летописец об основании Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря (Комментарии к тексту монастырского «Летописца», повторная публикация).
Гадалова Г.С. «Летописец о зачатии Бежецкого верха Николаевского Антониева монастыря…» как исторический источник о преподобном Антонии Краснохолмском. (Исследовательская статья, опубликована впервые).
Булкин В.А., Салимов А.М. Архитектурно-археологическое исследование Никольского собора Антониева Краснохолмского монастыря. (Исследовательская статья, повторная публикация).
Выголов В.П. Никольский собор Антониева Краснохолмского монастыря (последняя четверть XV в.) (Исследовательская статья, повторная публикация).
Тарасова Н.П. Бежецкий монах на Патриаршем престоле. (Исследовательская статья, опубликована впервые).
Шестакова А.А. Стенопись Никольского собора Антониева Краснохолмского монастыря – погибающий памятник монументальной живописи конца XVII века. (Исследовательская статья, опубликована впервые).
Беловолов Г.В., протоиерей. Возвращение преподобного Антония. (Публицистическая статья).

 

 


Салимов А.М., Булкин В.А. Трапезная Антониева Краснохолмского монастыря // Архитектурное наследство М., 2006. Вып.46. С. 71-85.

Статья посвящена вопросу всестороннего исследования трапезной церкви Николаевского Антониева монастыря, которая до этого ранее подробно не изучалась. Статья содержит (в оригинале) зарисовки, планы, фотографии.

 

 

 

 


Тарасова Н.П. «Летописец о зачатии Бежецкого верху Николаевского Антониева монастыря» как исторический источник // Проблемы исторического регионоведения: Сборник научных статей / Отв. ред. проф. Ю.В. Кривошеев. СПб., 2012. Вып.3. С. 179-189.

Статья посвящена монастырскому «Летописцу» как историческому источнику по истории Николаевского Антониева монастыря. В статье также рассматриваются вопросы о времени и причинах написания «Летописца», уделяется внимание вопросу о структуре и жанровых особенностях литературного памятника.

 

 

Тарасова Н.П., Тарасов А.Е. Источники по истории Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря // Вестник церковной истории / Под. ред. И.Н. Шаминой. 2016. № 1/2 (41/42). С. 197–219.

Статья посвящена обзору корпуса источников, связанных с Николаевским Антониевым монастырем. Основное внимание в статье уделено письменным источникам, также рассматриваются фото- и кинодокументы, картографический материал. Статья дает представление о характере известных источников по истории монастыря и определяет основные направления возможных исследований прошлого обители для исследователей.

 

 


Тверской патерик. Краткие сведения о тверских местно-чтимых святых / Сост. архиеп. Димитрий (Самбикин). Казань, 1907.

В издании приводятся сведения о статусе преподобного Антония Краснохолмского в Соборе Тверских святых; делаются указания на опубликованные месяцесловы, в которых встречается имя преподобного; приводятся сведения из его биографии в соответствии с монастырским «Летописцем»; сообщается об обретении преподобным иконы святителя Николая; кратко упоминаются иконописные изображения преподобного Антония.

 

 


 

2009 - 2018

 

Hosted by uCoz