Главная     Контакты     Карта сайта     О сайте  

ИСТОРИЯ

Хронология

Краткая история обители

Изучение истории монастыря

План-схема монастыря

Монастырский комплекс

Календарь
памятных дат

ПЕРСОНАЛИИ

Прп. Антоний Краснохолмский

Игумены монастыря

патриарх Иоасаф II

игумен Анатолий (Смирнов)


кн. Андрей Угличский

инокиня Марфа (Романова)

А.К. Жизневский

архиеп. Димитрий (Самбикин)

В.З. Исаков

ИСТОЧНИКИ

Источники

Монастырские летописцы

Летописец

Перевод Летописца

Синодик

ЛИТЕРАТУРА

Список научных работ

Тверской патерик

Библиотека

ФОТО И ВИДЕО

Фотогалерея

Видеофильмы

КОНТЕКСТ

Бежецкий Верх в XV в.

Приходское духовенство Новгородской земли (XV - начало XVI вв.)

Красный Холм
в XVIII в.

Аналогии

Ссылки

Изучение истории Краснохолмского монастыря

Тарасова Наталья Петровна

ИЗ ИСТОРИИ
КРАСНОХОЛМСКОГО НИКОЛАЕВСКОГО АНТОНИЕВА МОНАСТЫРЯ:
К вопросу о проблеме изучения истории монастыря в отечественной историографии
[1]

ак сложилось, что многовековая история Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря оказалась скрыта от нас бурной исторической деятельностью предшествующих поколений. Сегодня мы по крупицам собираем сведения по истории обители, некогда направлявшей и поддерживавшей духовную жизнь земель Бежецкого Верха.

Археологические изыскания, проводившиеся на территории монастыря в 1990-е годы экспедициями В.А Булкина (СПбГУ) и А.М. Салимова (ТФ ГАСК)[2], доказали, что Николаевский Антониев монастырь возник в XV веке (были обнаружены монашеские захоронения этого периода; выделен ранний монастырский слой, отложившийся еще до начала строительства каменного Никольского собора)[3]. Сохранившиеся письменные источники фиксируют историю монастыря, начиная с XVI столетия (ранний документ – «Выкупная запись Серко Федорова сына Олвсофиева и Семена Дмитриева сына Олвсофиева на "[пол]овину деревни Медведева у игумену у Енатия з братиею Онтонова монастыря"» 1545/1546 года)[4]. Историографический же интерес к этой обители напрямую связан с культурно-эстетическими, нравственными и духовными особенностями исследователей разных исторических эпох, их личным интересом, становлением истории как науки.

Первым монастырским историографом вполне можно считать неизвестного монастырского книжника, написавшего «Летописец о зачатии Бежецкаго верху Николаевскаго Антониева монастыря и о строении церквей Божиих и о дании вотчин в обитель сию (от) великих князей и боляр и прочих благодетелей»[5]. Этот сложный по своей структуре, жанру и содержанию нарративный документ[6] был создан в самом монастыре в первой половине 1687 года[7]. «Летописец» на сегодняшний день единственный исторический источник, повествующий о ранней монастырской истории, и фактически являющийся первой попыткой рассказать (написать) историю обители. «Летописец» основан на монастырских преданиях и части документов монастырского архива[8]. Монастырская документация легла в основу написания той части «Летописца», которая содержит описание вкладов в монастырь. Очевидно, что имена многих первых игуменов также приводятся по каким-то неизвестным нам монастырским документам[9]. В частности из ряда архивного средневекового материала К.В. Барановым было установлено, что во второй половине XV века земли Бежецкого Верха неоднократно переписывались[10]. Книги эти не сохранились, но на них впоследствии неоднократно ссылались при различных земельных спорах как частных лиц между собой, так и с монастырями. Хотя исследователям не удалось еще обнаружить документов, упоминающих Николаевский Антониев монастырь в данный период, очевидно, что ранняя история монастыря была сопряжена с рядом поземельных документов, тарханных и жалованных грамот, архиерейских разрешений на строительство и освящение церквей. Вполне допустимо предположить, что монастырский книжник конца XVII века имел возможность ознакомиться с такими монастырскими и внешними документами, которые либо не сохранились до нашего времени, либо еще не выявлены в архивах. Документальную основу имеет и отраженная в «Летописце» родословная легенда Нелединских-Мелецких. Написанию этой части «Летописца» предшествовала «Выписка из старых монастырских вкладных книг о выезде, чести и вкладах рода бояр Нелединских»[11], а она, в свою очередь, была связана с комплектом документов, которые подали Нелединские в Разрядный приказ для признания их потомками польского дворянина Станислава Мелецкого[12]. А вот что могло послужить источником для составления той части «Летописца», которая рассказывает о преподобном Антонии и об устроении им обители, загадка. В основе повествования может лежать как устное монастырское предание, так и некий документ (документы), который повествовал о начале монастыря. Тем не менее, каким бы сложным не был по составу и содержанию монастырский «Летописец», как поздно он не был бы написан, это первый историографический опыт. «Летописец», как источник, лег в основу сведений о Краснохолмском монастыре в различных трудах по истории русских монастырей энциклопедического и научного характера, как труд историографический, стал первым описанием истории монастыря, затронувшем тот круг вопросов, который интересует современных исследователей. Именно из «Летописца» мы узнаем когда, где и как был основан монастырь, кто его основатель, как созидался, как выглядел и как развевался монастырь в начале своего основания. Именно на сведения из «Летописца» в первую очередь опираются современные исследователи в изучении ранней истории монастыря, пытаясь их осмыслить, опровергнуть или доказать. В начале XIX века текст «Летописца», а также некоторые документы из архива Николаевского Антониева монастыря использовались при составлении исторической справки о монастыре для «Истории Российской иерархии» архимандритом Амвросием (Орнатским)[13], которая, в свою очередь, стала источником для последующих многочисленных публикаций о монастыре и его основателе[14].

Вторым значительным явлением в историографии монастыря следует считать публикацию А.К. Жизневским документов древнего монастырского архива с комментариями к ним[15]. А.К. Жизневский один из первых, кто систематизировал, описал и частично опубликовал старинные документы, обратив внимание на их значимость как для истории обители, Красного Холма и его округи, Тверского края, так и для исторической науки в целом[16]. Последующая дореволюционная публикация документов Антониева монастыря связана с работой архиепископа Тверского и Кашинского Саввы (Тихомирова) над проектом «Историческая библиотека Тверской епархии[17]»[18], пришедшаяся на рубеж 70-80-х годов XIX века, и деятельностью в ТУАК краснохолмского настоятеля иеромонаха Павла, при содействии которого в начале ХХ века Тверским епархиальным историко-археологическим комитетом были изданы «Грамоты Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря[19]»[20]. Однако весь процесс, связанный с публикацией старинных монастырских документов, растянувшийся на два десятилетия, неразрывно связан с тем интересом к истории монастыря, который имел место в самой обители. Начало этому интересу было положено неизвестным монастырским книжником в конце XVII века составлением «Летописца» и с восстановлением синодиков (если говорить о письменной истории монастыря), а уже во второй половине XVIII столетия связано с сохранением текста этого самого «Летописца». Один из его списков был составлен в 1764 году при архимандрите Марке, другой при архимандрите Иларионе (Максимовиче), управлявшем обителью с 1774 по 1791 год[21]. Зачем понадобилось делать копии с монастырского «Летописца», неизвестно, но процесс создания копий продолжился и в XIX веке. Совсем недавно в ГАТО было обнаружено два рукописных списка «Летописца», датируемых 40-ми и 50-70-ми годами XIX века[22]. Монастырские игумены, вероятно, весьма неплохо знали старинный архив своей обители и берегли, иначе стала бы невозможной публикация о монастыре в начале XIX века архимандрита Амвросия (Орнатского), фактически извлекшая монастырь из небытия для жителей обширной Империи[23], ни последующие публикации о преподобном Антонии Краснохолмском, основателе Николаевской обители, в многочисленных житийных изданиях. И все же до 70-х годов XIX века работа монахов с документами монастырского архива не носила характер целенаправленного изучения и систематизации, а скорее была разовой, вызванной случаем, потребностью внешних или внутренних обстоятельств жизни монастыря, потому к указанному периоду монастырский архив оказался в весьма плачевном состоянии[24].

Наиболее значимой в вопросе сохранения рукописной монастырской истории была деятельность игумена Анатолия (Смирнова), который разобрал и основательно изучил документы монастырского архива, составив на их основе «Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря…»[25]. Этот труд игумена Анатолия стал второй, после «Летописца», работой, посвященной описанию истории монастыря, и первой серьезной исследовательской работой по изучению его истории[26]. Ни до Анатолия (Смирнова), ни долгое время после него у Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря не было исследователей и исследований. Именно благодаря многолетней работе игумена Анатолия мы сегодня имеем возможность получить представление о древности, величие, значимости монастыря для истории современного Краснохолмского района, Тверской земли, истории монашества и русской духовной культуры. «Историческое описание…» до недавнего времени[27] издавалось только один раз, в 1883 году, но не потеряло своей актуальности для исследователей и интересующихся историей монастыря сегодня. Написанное в рамках ставшего традиционным для описания истории православных монастырей в XIX веке жанра «исторического описания», оно имеет внутреннюю логику повествования (разбито на смысловые главы, отражающие историю и современность монастыря), основано на монастырских источниках и преданиях, а также ряда документов иных архивов – Тверской духовной консистории, Духовных правлений Тверской епархии, Тверского архиерейского дома, Краснохолмского духовного училища. Обращения к общим историческим трудам того времени хотя и имеются в работе отца Анатолия, но редки, являются мерой вынужденной, чтобы полнее отразить исторические реалии описываемого времени, проиллюстрировать факты или подчеркнуть их значимость. Впервые составляя максимально полный перечень настоятелей монастыря[28], игумен Анатолий под каждым именем привел краткую историческую справку периода их настоятельства, содержащую не только известные ему биографические сведения, но и обстоятельства развития монастыря, нередко включенные в общеисторический контекст[29]. В своем труде игумен Анатолий также очертил географию монастырского землевладения, проанализировал состав монастырской библиотеки и архива, отметив наиболее ценные издания и рукописи, сделал отдельные замечания по поводу монастырского Некрополя. Обращает на себя внимание одна особенность книги – доминирование истории обители над современным ее состоянием. Игумен Анатолий явно хотел прославить обитель, показать ее древность, описать ее былое величие и славу. Вероятно, в душе он был не согласен с тем, что такая древняя и славная обитель была незаслуженно забыта его современниками. Не имея какого-либо специального образования, явно не являясь специалистом в области исторического знания, игумен Анатолий сумел весьма профессионально отнестись к тем источникам, на основе которых создавал свой труд. Анатолию (Смирнову) удалось написать не только книгу о монастыре, но и определить те направления, по которым специалисты и сегодня работают, изучая Николаевский Антониев монастырь.

После опубликования «Исторического описания Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря…» каких-либо серьезных научных статей и монографических исследований на тему истории обители не последовало. В советский период историки лишь изредка и незначительно обращались в своих статьях и монографиях к документам монастырского архива[30] и к отельным проблемам монастырской истории (генеалогия Нелединских-Мелецких[31]). Архитекторы и искусствоведы только зафиксировали факт уникальности Никольского собора Антониева монастыря, что нашло отражение в Постановлениях Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года за № 1327 и от 4 декабря 1974 года за № 624 о постановке монастырского архитектурного комплекса на государственную охрану с последующим составлением паспорта на памятник Е.Н. Подъяпольской в 1969 году и архитектором ВПНРК К.Г. Смирновым в апреле 1980 года[32]. Настоящий же интерес к Николаевскому Антониеву монастырю как древнерусскому памятнику архитектуры и средневековой истории возник у архитекторов, искусствоведов и историков, начиная с 90-х годов ХХ века, и не прекращается по сей день. Многовековая история старинного монастыря привлекает внимание не только специалистов, но и краеведов, журналистов, художников, простых обывателей[33]. Новейшая историография отмечена появлениям целого ряда публикаций, направленных на привлечение внимания к проблемам монастыря как уникального, хоть и частично сохранившегося, памятника древнерусской архитектуры, как монашеской обители, которая некогда была духовным и просветительским центром, прилегавшей к ней округи, как историко-культурному наследию прежних эпох, которое нуждается в нашем незамедлительном активном участии.

Мы не будем подробно останавливаться на историографии советского и российского периодов, поскольку в предлагаемом издании представлен аннотированный перечень публикаций последних лет по различным аспектам истории Николаевского Антониева монастыря[34]. Однако необходимо отметить, что, начиная с 1812 года, когда вышла первая известная нам печатная публикация о монастыре архимандрита Амвросия (Орнатского), и до сегодняшнего дня, ни один из вопросов истории монастыря не проработан со всей тщательностью в отечественной историографии. За двести лет лишь наметился круг вопросов для изучения и сделаны первые попытки в предложенных направлениях. Мы по-прежнему имеем весьма общее представление об истории монастыря в разные исторические периоды[35], и «Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря…» Анатолия (Смирнова) все также остается основным изданием по истории обители. К настоящему моменту можно говорить об относительной доли изученности круга вопросов, связанных с возведением Никольского собора в конце XV века[36], и с родословной легендой Нелединских-Мелецких[37], о начале разработки проблемы источниковедения по ранней истории монастыря[38], о постановке проблемы историчности преподобного Антония Краснохолмского[39] и изучения монастырского землевладения по переписным книгам[40]. Многовековая и насыщенная событиями история Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря, чьи бесценные документы хранят в своих фондах ГАТО, РГАДА, РГИА, ТГОМ, ГАНО, ждет своих исследователей[41].

 

Статья опубликована: Тарасова Н.П. Из истории Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря (К вопросу о проблеме изучения истории монастыря в отечественной историографии) // Рекомендательный аннотированный указатель литературы / Сост. Н.П. Тарасова, С.Г. Воронин, Т.Д. Телятникова. Красный Холм–Санкт-Петербург, 2017. С. 6–30.

другая статья


[1] См. также: Алексеева С.В. Изучение Краснохолмского Антониева Николаевского монастыря в XIX–XX вв. // Край Краснохолмский. Исследования краеведов. Сборник статей. Тверь, 2009. С. 106–107.

[2] Булкин В.А., Салимов А.М. Памятник каменного зодчества XV века // Тверской археологический сборник. Тверь, 1994. С. 249–255; Они же. Архитектурно-археологическое исследование Никольского собора Антониева Краснохолмского монастыря // Реставрация и архитектурная археология. М., 1995. Вып. 2. С. 37–50; Салимов А.М. Архитектурно-археологические исследования в Твери и Антониевом Краснохолмском монастыре // Археологические открытия 1995 года. М., 1996. С. 176–177; Салимов А.М., Булкин В.А. Исследования Никольского собора Антониева монастыря в Тверской области // Археологические открытия 1996 года. М., 1997. С. 165–166; Они же. Трапезная Антониева Краснохолмского монастыря // Архитектурное наследство М., 2006. Вып. 46. С. 71–86; Булкин В.А., Гадалова Г.С., Салимов А.М. Антониев Краснохолмский монастырь // Русское средневековое надгробие XIII-XVII вв. Материалы к своду. М., 2006. Вып. 1. С. 286–291.

[3] Булкин В.А., Салимов А.М. Никольский собор Антониева Краснохолмского монастыря. Материалы исследований. М., 2001. С. 21–23, 24, 25, 27, 35.

[4] РГАДА. Ф.1455. Оп.4. Д.35.

[5] Жизневский А.К. Древний архив Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. М., 1879. С. 66–73.

[6] Тарасова Н.П. «Летописец о зачатии Бежецкого верху Николаевского Антониева монастыря» как исторический источник // Проблемы исторического регионоведения: Сборник научных статей / Отв. ред. проф. Ю.В. Кривошеев. Вып.3. СПб., 2012. С. 185; Киянова О.Н. Поздние летописи в истории русского литературного языка: конец XVI – начало XVIII веков. СПб., 2010. С. 121–124.

[7] Тарасов А.Е., Тарасова Н.П. «Летописец о зачатии Бежецкого Верху Николаевского Антониева монастыря»: время и обстоятельства создания. [Электронный ресурс] // Исторические исследования: электронный журнал Исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. М., 2016. №5. С. 239–241. Режим доступа: http://www.historystudies.msu.ru/ojs2/index.php/ISIS/article/view/96 (дата доступа: 08.12.2016).

[8] См. подробнее: Тарасова Н.П., Тарасов А.Е. Источники по истории Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря // Вестник церковной истории. М., 2016. № 1/2 (41/42). С. 197–204.

[9] Тарасова Н.П., Сорокин В.Н. Свет миру: Настоятели Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. 1461–1920 (Материалы к биографиям). Бежецк–Тверь, 2017. С. 32–34, 42–47, 54–76.

[10] Тарасова Н.П., Сорокин В.Н. Упоминаемые в различных изданиях писцовые и переписные книги Бежецкого Верха (уезда) (XV–XVIII веков) // Сорокин В.Н. Писцовые и переписные книги Бежецкого уезда XVII – начала XVIII века. Бежецк–Тверь, 2016. С. 156–157.

[11] Грамоты Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. Тверь, 1904. С. 51–58.

[12] Тарасов А.Е., Тарасова Н.П. «Летописец о зачатии Бежецкого Верху Николаевского Антониева монастыря»: время и обстоятельства создания. С. 233–239.

[13] Амвросий (Орнатский), архимандрит. История Российской иерархии, собранная Новгородской семинарии ректором и богословия учителем, бывшим Антониева, а ныне Юрьева Новгородского монастыря архимандритом Амвросием. М., 1812. Ч.IV: Д–К. С. 807–815; Тарасова Н.П. «Летописец о зачатии Бежецкого верху Николаевского Антониева монастыря» как исторический источник. С. 180; Тарасова Н.П., Сорокин В.Н. Свет миру: Настоятели Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря… С. 46.

[14] Тарасова Н.П. «Летописец о зачатии Бежецкого верху Николаевского Антониева монастыря» как исторический источник. С. 180; Тарасова Н.П., Сорокин В.Н. Свет миру: Настоятели Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. С. 46; Романова А.А. Источники русской агиографии: святцы поморского наставника Ф.П. Бабушкина // Genesis: исторические исследования. 2016. №5. С. 180. DOI: 10.7256/2409-868X.2016.5.19968

[15] Жизневский А.К. Древний архив Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. М., 1879.

[16] Тарасова Н.П., Тарасов А.Е. Источники по истории Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. С. 200.

[17] В «ИБТЕ» были изданы с предваряющей публикацию статьей монастырские описи XVI века и текст «Летописца». – См.: Историческая библиотека Тверской епархии. Т. 1. Тверь, 1879. С. 326–400.

[18] Указанное издание, которым пользовались мы, представляет собой «переплет в стопку», год издания на первом листе, с которого начинается публикация документов Николаевского Антониева монастыря, не указан. В статье М.Д. Каган и Н.А. Охотиной данное издание датируется 1880 годом. – См.: Каган М.Д., Охотина Н.А. Летописец о зачатии Бежицкаго Верху Николаевского Антониева монастыря и о строении церквей Божиих и о дани вотчин в обитель сию великих князей и боляр и прочих благодетелей // Словарь книжников и книжности Древней Руси / Под ред. Д.М. Буланина, А.А. Турилова. СПб., 1993. Вып.3: XVII в. Ч.2: И–О. С. 266, сн.

[19] Грамоты Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. Тверь, 1904.

[20] Тарасова Н.П., Тарасов А.Е. Источники по истории Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. С. 200–201.

[21] Тарасов А.Е., Тарасова Н.П. Неизвестные списки «Летописца о зачатии Бежецкого Верху Николаевского Антониева монастыря» // «Времён связующая нить» (историко-краеведческий альманах «Бежецкий край»): Сборник докладов и выступлений на научно-практической конференции, посвящённой 880-летию первого упоминания Бежецка в исторических источниках (29 апреля 2017 г.). Бежецк, 2017. № 16 . С. 22, 24; Тарасова Н.П., Сорокин В.Н. Свет миру: Настоятели Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря… С. 103–104. №63.

[22] Тарасов А.Е., Тарасова Н.П. Неизвестные списки «Летописца о зачатии Бежецкого Верху Николаевского Антониева монастыря». С. 24–31.

[23] За пару лет до выхода 4-го тома «Истории Российской иерархии» архимандрита Амвросия должно было выйти из печати первое издание «Описания монастырей в Российской империи находящихся», но когда и как оно было осуществлено, каково его содержание, нам неизвестно. Мы не знаем, к сожалению, содержало ли оно вообще справку по Краснохолмскому Николаевскому Антониеву монастырю. Наиболее известное 4-е московское издание «Описания…» 1817 года не содержит в себе аналогичных публикации архимандрита Амвросия подробностей, как и восьмое издание 1834 года, выполненное с седьмого издания 1828 года. Практически ничем от московских изданий не отличается аналогичное 2-е петербургское издание 1825 года. По этой причине в предлагаемом аннотированном указателе публикации о монастыре открывает издание архимандрита Амвросия. – См.: Описание монастырей в Российской империи находящихся, с показанием времени построения оных и в каких классах положены по штатам. Изд. 4. М., 1817. С. 61–62; Историческое описание находящихся в России епархий, монастырей и церквей. Изд. 2. СПб., 1825. С. 52–53; Описание монастырей в Российской империи находящихся, с присовокуплением. Изд. 8. М., 1834. С. 79.

[24] Тарасова Н.П., Тарасов А.Е. Источники по истории Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. С. 199–200.

[25] Анатолий (Смирнов), игумен. Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря, Весьегонского уезда Тверской губернии. Тверь, 1883.

[26] Подробнее см.: Тарасова Н.П., Сорокин В.Н. Свет миру: Настоятели Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря… С. 21–24.

[27] Переложение книги игумена Анатолия на современный русский язык при сохранении авторской стилистики и образности языка осуществлено В.Н. Сорокиным в издании: Тарасова Н.П., Сорокин В.Н. Свет миру: Настоятели Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря… С. 148–224.

[28] Первый перечень краснохолмских настоятелей был опубликован П. М. Строевым. – См.: Строев. П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. С. 458–460. №6.

[29] Тарасова Н.П., Сорокин В.Н. Свет миру: Настоятели Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря… С. 21–25.

[30] Маньков А.Г. О положении крестьян в феодальной вотчине России второй половины XVI века (к вопросу о посилье и пожалованиях) // История СССР. 1959. №4. С. 137–146; Горская Н.А. Товарность зернового земледелия в хозяйствах монастырских вотчин центра Русского государства к исходу XVI – началу XVII в. // Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы за 1962 г. Минск, 1964. С. 133–134, 138; Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного. М., 1960. С. 58, 92, 93, 405.

[31] Буганов В.И. Разрядные книги последней четверти XV–XVII веков. М., 1962; Бычкова М.Е. Родословные книги XVI–XVII вв. как исторический источник. М., 1975; Она же. Польские традиции в русской генеалогии XVII века // Советское славяноведение. 1981. №5. С. 39–50.

[32] Николаевский Антониев монастырь (комплекс). Паспорт на памятник (№1523) // Архив ГУГООКНТО.

[33] Подробнее см.: Тарасова Н.П., Сорокин В.Н. Свет миру: Настоятели Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря… С. 6–11.

[34] См. Рекомендательный аннотированный указатель литературы / Сост. Н.П. Тарасова, С.Г. Воронин, Т.Д. Телятникова. Красный Холм–Санкт-Петербург, 2017.

[35] Гусева С.В., Тарасова Н.П., Тарасов А.Е. Краснохолмский Антониев во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь // Православная энциклопедия. Т. 38: Коринф – святая мученица Крискентия. М., 2015. С. 443–448.

[36] См.: Яганов А.В. Об источниках датировки памятников «Бежецкого Верху Николы чудотворца Онтонова монастыря» // Архитектурное наследство. М., 2012. Вып. 57. С. 51–52; Салимов А.М. Средневековое зодчество Твери и прилежащих земель XII–XVI века. Дисс. …д-ра иск. На правах рукописи. Тверь, 2015. С. 446, 450, 455–457.

[37] Тарасов А.Е., Тарасова Н.П. «Летописец о зачатии Бежецкого Верху Николаевского Антониева монастыря»: время и обстоятельства создания. С. 234–236.

[38] Смотри публикации А.Е. Тарасова и Н.П. Тарасовой.

[39] См.: Гадалова Г.С. «Летописец о зачатии Бежецкого верха Николаевского Антониева монастыря…» как исторический источник о преподобном Антонии Краснохолмском // Обитель преподобного Антония (историко-краеведческий альманах «Бежецкий край»). Бежецк, 2014. №10. С. 30–38; Тарасова Н.П., Сорокин В.Н. Свет миру: Настоятели Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря… С. 42–53.

[40] Сорокин В.Н. Писцовые и переписные книги Бежецкого уезда XVII – начала XVIII века. Бежецк–Тверь, 2016.

[41] Тарасова Н.П., Тарасов А.Е. Источники по истории Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. С. 203–214.

 

 

2009 - 2018

Hosted by uCoz